16 сент. 2025

5 ошибок родителей, которые отбивают у ребенка желание играть в шахматы

Расстроенная девочка из за критики во время шахматной партии

Я смотрю на фотографию, которая уже десять лет стоит у меня на столе. На ней — наш педагогический состав и ученики, которые заняли призовые места в новогоднем турнире. Среди всех выделяется улыбающийся мальчик с шахматной доской на коленях. Это Серёжа, один из моих первых учеников, который мог бы стать мастером. Но вместо этого он бросил шахматы в двенадцать лет, и последний раз я видел его в прошлом году — он работал бариста в кофейне и смущённо отводил глаза, когда я заговаривал о шахматах. Его история — это не просто частный случай. Это системная проблема, которую я наблюдаю из года в год: мы, взрослые, своими благими намерениями выстраиваем ту самую стену, которая отделяет ребёнка от его потенциального величия. За пятнадцать лет преподавания я проанализировал более трёхсот случаев, когда дети бросали шахматы, и в 90% случаев причина была не в отсутствии способностей, а в педагогических ошибках окружающих их взрослых. Эта статья — результат этого многолетнего исследования, попытка донести до вас то, что обычно тренеры говорят друг другу в учительской, но редко — родителям.

Фундаментальное непонимание: почему детские шахматы — это не про шахматы

Прежде чем мы перейдём к конкретным ошибкам, важно осознать парадокс, который лежит в основе всего детского шахматного образования. Шахматы для ребёнка — это не игра в том смысле, в каком мы, взрослые, понимаем это слово. Для семилетнего мозга шахматная доска — это не поле боя, а сложнейший конструктор, психологический тренажёр и способ коммуникации с родителем одновременно.

Исследования кафедры нейрофизиологии МГУ показывают, что когда ребёнок 5-9 лет садится за шахматную доску, у него активируются одновременно префронтальная кора, височные доли, лимбическая система и зоны, отвечающие за пространственное мышление. Представьте, какая это нагрузка на незрелый мозг! А теперь добавьте к этому давление родительских ожиданий — и вы получите идеальную почву для неврозов.

Ко мне привели шестилетнюю Аню — девочку с феноменальной памятью, которая могла воспроизводить сложные дебютные схемы. Её отец, успешный IT-специалист, с гордостью демонстрировал эти способности. Но когда я предложил Ане просто поиграть, без воспроизведения заученных вариантов, случилось неожиданное: она расплакалась и сказала: «Я не знаю, как думать самой». Оказалось, её отец просто заставлял её заучивать правильные ходы, не объясняя логики. Мозг девочки научился воспроизводить информацию, но не научился мыслить шахматами.

Ошибка первая: синдром бога — когда родитель не позволяет ребёнку ошибаться

Самая разрушительная и при этом самая распространённая ошибка. Родитель, часто сам неплохо играющий, превращает каждую партию с ребёнком в демонстрацию собственного превосходства.

Каждый раз, когда вы безжалостно обыгрываете своего ребёнка, в его мозгу происходит интересный процесс. Активность в зонах, отвечающих за познавательный интерес, снижается, зато активируется миндалевидное тело — зона страха. Проще говоря, мозг ребёнка перестаёт воспринимать шахматы как интересную задачу и начинает воспринимать их как угрозу.

Отец восьмилетнего Миши гордился своим «спартанским методом воспитания». Он играл с сыном в полную силу, разгромно выигрывал, а потом час разбирал каждую ошибку. Через три месяца Миша, ранее обожавший шахматы, начал заикаться при одной только мысли об игре. Невролог диагностировал тревожное расстройство. Лечение заняло два года.

Расстроенный из за критики ребенок шахматист, невроз, тревожное расстройство

Опять проиграл.

Что делать вместо этого:
Создавайте «учебные» ситуации, где ребёнок может применить конкретный навык;
Играйте с форой — без ферзя или ладьи;
Иногда поддавайтесь, но так, чтобы победа выглядела заслуженной;
После партии разбирайте не ошибки, а удачные находки.

Ошибка вторая: педагогический садизм — критика процесса вместо поддержки

«Неправильно!», «Снова ошибся!», «Я же тебе говорил!» — эти фразы становятся смертным приговором для детского интереса.

Аналогичные исследования в области нейробиологии показывают, что критика в процессе мышления активирует зоны мозга, связанные с болью. Ребёнок буквально чувствует, что думать — больно. Таким образом у него складывается негативная ассоциация, что мыслительная деятельность - это тревога, нервы, расстройства. А наша с вами задача - постараться сделать полностью наоборот - закрепить за умственной игрой ассоциацию радости, интереса, азарта. Шахматы учат самостоятельности и ответственности, не так ли? Так пусть маленький человечек учится самостоятельно принимать решения, единственное с чем я себе обычно позволяю вмешаться в ход партии - это просьба не спешить, сказав, что время на раздумья не ограничено.

На одном занятии я предложил отцу и сыну поиграть с необычным правилом: можно было трижды за партию попросить подсказку у «мудрого филина» — плюшевой игрушки, которую держал родитель. Отец сначала скептически улыбался, но к концу занятия признался: «Я впервые увидел, как мой сын не боится думать. Он просто пробовал разные варианты, зная, что может получить помощь».

Альтернативные подходы:
Метод Сократа — задавайте вопросы вместо указаний;
Правило «хода назад» — можно один раз за партию отменить свой ход;
Анализ после игры, а не в процессе.

Ошибка третья: фетишизация результата — когда важен только кубок

«Ты должен был выиграть!», «Петя из параллельного класса уже имеет второй разряд!» — эти фразы убивают всю внутреннюю мотивацию. Во-первых давайте сразу разъясним: никогда не сравнивайте себя и своих близких с другими людьми. У каждого - свои стартовые условия, свои способности и недостатки, свой ДНК в конце концов. То же касается и области спорта.

Давайте, чуть глубже копнём в психологический подход к пониманию человеческой мотивации. С точки зрения теории самодетерминации, особенно важной является её ключевая часть — учение о трёх базовых психологических потребностях. Самодетерминация — это базовая психологическая потребность человека чувствовать себя источником и инициатором своих собственных действий. Её создатели, Эдвард Деси и Ричард Райан, разрабатывали свою концепцию как альтернативу бихевиоризму, который отрицал внутреннюю мотивацию, сводя всё к внешним подкреплениям. Продолжая и развивая идеи Абрахама Маслоу, они пришли к выводу, что три следующие потребности являются врождёнными:

  1. Потребность в самодетерминации (или автономии) — это стремление человека чувствовать себя источником и инициатором своих собственных действий, самостоятельно управлять своей жизнью и поведением.

  2. Потребность в компетентности — это желание человека быть эффективным в выбранной деятельности, успешно взаимодействовать со средой и достигать мастерства.

  3. Потребность в связанности (привязанности) — это стремление быть связанным с другими людьми, испытывать чувство принадлежности, выстраивать доверительные и близкие отношения.

Деси и Райан установили, что для поддержания внутренней мотивации (желания действовать ради самого процесса) особенно важны потребности в самодетерминации и компетентности. Их тесная взаимосвязь отражена в термине «самодетерминированная компетентность».

При этом учёные подчёркивают, что ключевую роль играет именно потребность в самодетерминации: когда человек воспринимает свои действия как добровольные и самостоятельно выбранные, его внутренняя мотивация достигает пика. Потребность в компетентности, хотя и очень важна, одной себя недостаточна для поддержания стабильного интереса.

Потребность в связанности с другими выступает фундаментом для здорового развития автономии. Исследования, например, проведённые Ричардом Райаном, показали, что дети, которые чувствуют прочную связь и поддержку близких, в итоге развивают более сильную и эффективную самостоятельность.

Ричард Райан и Эдвард Деси: теория самодетерминации в сфере шахматного воспитания

Эдвард Райан и Ричард Деси.

Иными словами исследования Эдварда Деси в области теории самодетерминации показывают, что внешняя мотивация эффективна только для простых задач. Для сложной познавательной деятельности, такой как шахматы, она губительна.

Десятилетний Ваня занимался у меня два года, показывая стабильный прогресс. Но его отец был недоволен: «Почему он ещё не выиграл городской турнир?» Однажды после успешной партии, где Ваня блестяще провёл эндшпиль, отец вместо похвалы спросил: «Почему не матовал на десять ходов раньше?» В тот вечер мальчик сказал мне: «Я больше не хочу играть. Я никогда не смогу стать таким, как хочет папа».

Здоровый подход:
Хвалите за усилия, а не за результат;
Ведите дневник успеха, где отмечаете маленькие победы;
Сравнивайте ребёнка с ним вчерашним, а не с другими.

Ошибка четвёртая: насилие над волей — игра через «не хочу»

Самая грубая, но удивительно распространённая ошибка. Родители искренне верят, что регулярные занятия «через не хочу» воспитывают характер.

Принудительная деятельность активирует островковую долю мозга, связанную с чувством отвращения. Формируется устойчивая нейронная связь: шахматы = насилие над собой.

Механизм этого явления коренится в фундаментальных принципах психологии мотивации. Постоянное принуждение к деятельности, особенно в ущерб собственным интересам ребёнка, напрямую атакует его базовую потребность в самодетерминации — врождённое стремление чувствовать себя источником и инициатором своих действий. Когда эта потребность систематически игнорируется, любое, даже самое перспективное увлечение, превращается в поле битвы за контроль, где энергия тратится не на развитие, а на сопротивление.

На практике это выглядит как выученная беспомощность или тихий саботаж. Мозг ребёнка, стремясь защитить свою психическую целостность, начинает ассоциировать шахматную доску не с игрой и открытиями, а с ощущением внешнего давления и потери автономии. В таких условиях ни о какой творческой реализации, стратегическом мышлении и устойчивой мотивации не может быть и речи. Именно эту ситуацию и удалось переломить в случае с Катей.

Одиннадцатилетняя Катя, подававшая большие надежды, внезапно начала саботировать занятия. Родители жаловались на лень. В личной беседе выяснилось: девочка мечтала заниматься танцами, но бабушка настаивала на шахматах как «более серьёзном увлечении». Мы договорились о компромиссе — два месяца только танцев. Вернувшись, Катя с новым энтузиазмом взялась за шахматы, которые теперь были её выбором.

Гибкие решения:
Ловите моменты естественного интереса;
Используйте «шахматные перекусы» — короткие активности;
Уважайте право на паузу.

Ошибка пятая: игнорирование индивидуальности — попытка лепить по своему образцу

Родители часто пытаются реализовать через ребёнка собственные амбиции или представления о «правильном» увлечении. Каждый ребёнок уникален в своих когнитивных стратегиях. Кому-то нравится тактическая борьба, кому-то — позиционная, кому-то — психологическое противостояние.

Родители одного подростка, который какое то время занимался в нашей школе шахматами, мечтали о его спортивной карьере, но юноша терпеть не мог турниры. Зато он обожай изучать старинные манускрипты и историю шахмат. Когда мы разрешили ему углубиться в эту тему, он нашёл своё призвание — сейчас он готовит диссертацию по истории шахмат в Средневековье.

Рациональный подход:
Наблюдайте за естественными склонностями ребёнка;
Предлагайте разные форматы занятий;
Уважайте выбор, даже если он отличается от ваших ожиданий.

Глубокая диагностика: как понять, что вы на опасном пути

Часто родители не замечают, что их поведение губительно для детского интереса. Вот несколько тревожных признаков:

Ребёнок вздрагивает, когда вы предлагаете сыграть;
После партии он не обсуждает интересные моменты, а ждёт оценки;
Он просит поиграть с другими, но не с вами;
Шахматы стали источником конфликтов в семье;

Если вы узнали свою ситуацию в этих описаниях — не отчаивайтесь. Осознание проблемы — это уже 50% решения.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Признаки, которые говорят о том, что у ребёнка или подростка есть аналитический склад ума

Как понять, что у ребенка есть способности к шахматам? 5 признаков.

От разрушения к созиданию: как мы можем помочь исправить ситуацию

Когда ко мне приходят родители, осознавшие свои ошибки, я всегда говорю: «Самое сложное уже позади — вы поняли, что что-то идёт не так». Дальше начинается кропотливая работа по восстановлению доверия и интереса.

Мы разработали специальный формат семейных консультаций, где работаем не с ребёнком, а с системой «родитель-ребёнок-шахматы». На первой встрече мы анализируем историю взаимоотношений с шахматами, проводим диагностику типа мышления ребёнка, определяем его истинные мотивы и интересы, подбираем индивидуальный формат занятий.

Часто оказывается, что нужно не бросать шахматы, а просто изменить подход. Иногда — сделать паузу и вернуться к ним позже. А иногда — найти другую интеллектуальную деятельность, которая лучше соответствует природным склонностям ребёнка.

Если вы чувствуете, что шахматы стали источником напряжения в вашей семье, записывайтесь к нам на бесплатную консультацию. Мы вместе разберёмся в ситуации и найдём путь, который вернёт радость от игры. Иногда одного такого разговора достаточно, чтобы перезагрузить отношения и открыть шахматы с новой, светлой стороны.

Главный секрет прост: будьте для ребенка не тренером-тираном, а проводником в удивительный мир шахмат. Партнером, с которым интересно и безопасно.


Статья подготовлена онлайн-школой шахмат «Белые и чёрные». При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

| ВЕРНУТЬСЯ В БЛОГ | ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ | СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ |